Сплит-несистема. Продолжение.

А тем временем тихо и незаметно миновал срок, отведенный законодательством на то, чтобы адресаты запросов по теме бардака на фасадах Челябинска смогли ответить на наши письма. Ответы пришли из Челябинской городской Думы и из Администрации города. Точнее, из того самого Главного управления архитектуры и градостроительства, на чьи действия (или лучше сказать - бездействия) мы и пытались обратить внимание отцов города.

Вообще, меня всегда смущала практика, при которой на твое обращение по поводу действия/бездействия должного лица или организации может прийти ответ не из вышестоящей инстанции, куда ты, собственно, и обращался, а от того самого должного лица или организации, чьи действия/бездействия ты как раз просишь оценить. Впрочем, в данном конкретном случае жалобы в чистом виде и не было – была просьба дать оценку состоянию дел и некое приглашение к диалогу по этой теме.

Ну, собственно, каков вопрос – таков и ответ, все правильно. Заместитель главы администрации города по вопросам градостроительства г-н Передерий, которому передали наше обращение из аппарата сити-менеджера Давыдова, тоже заморачиваться не стал и переслал конверт в ГУАиГ. Ну а там ожидаемо включили известную опцию. Это пришло за подписью начальника управления Малышева:

001
002


Для тех, кто не понял. Во-первых, ответ касается исключительно здания, в котором  обретается само ведомство г-на Малышева. Ну да, мол, признаем, накосячили. Но у нас, парни, реабилитирующие основания: мы свои кондеры развесили годика за два до принятия соответствующих норм и правил. Позабыв, видимо, что мы не мясники с Центрального рынка и не грузчики с Китайского. А – на секундочку – Главархитектура областного центра. Ну а теперь готовимся свои ошибки исправить. Заодно сделаем фасад доступным для инвалидов. Спасибо, парни, за ваше неравнодушие.

Во-вторых, и самое главное: без малейшего ответа остался вопрос, что дальше? Ну, допустим, сделает г-н Малышев свой фасад образцово-показательным. Дальше-то что? Рядом, как мы уже сказали, Арбитражный суд Челябинской области с показным безразличием к правилам города, в котором он локализуется. Ну и так далее, это лишь ближайший пример. Город, а точнее уполномоченное ведомство, а еще точнее, ведомство г-на Малышева, как-то собирается решать эту проблему? Из ответа г-на Малышева не следует даже то, что он и это ведомство вообще видят какую-то проблему.

Политической волей, на проявление которой мы со Стасом по наивности надеялись, даже не напахнуло… Ну какие политики, такая и воля, чо...

Впрочем, надежды не теряем, потому что есть же и второй ответ – из Челябинской городской Думы. Надо отдать должное, он в разы конструктивнее. Стас arsboni - известный буквоед, покопался в том самом Решении Челябинской городской Думы от 25 октября 2011 г. № 28/11, которым были утверждены Правила содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий и сооружений на территории города Челябинска. И нашел там ряд нестыковок и пробелов, на которые мы обратили внимание в письме. В Думе ответили так:

Ответ Думы
А мы в ближайшее время продолжим тему.

Интервью-бонус

Обычно так не делается, но коль скоро есть запрос, настоял на отдельной публикации того фрагмента интервью, которое касается состояния и перспектив общественого транспорта в Челябинске.



Говоря откровенно, беседа оставила у меня противоречивые ощущения. С одной стороны, прав Константин vedmed1969 Севостьянов: это олдскул. С другой стороны - олдскул со всеми вытекающими. Лично я не услышал, как ни пытался, главного: пирамида транспортных приоритетов в городе должна быть другой. Бонус-фрагмент, собственно, хорошо подтверждает довольно странное отношение к общественному транспорту, из которого лично я делю вывод: пока нормального ОТ в Челябинске, увы, не будет. Ладно хоть эмпирическим путем уходим от предубеждений в отношении вело как потенциальной составляющей транспортной системы.

Принципиально договорились встречаться на более или менее регулярной основе. Причем не только для озвучки действительно интересующей всех информации, но и для дискуссий по тем или иным пунктам транспортного вопроса. В этот раз дискуссии явно не хватило.

О ненужной развязке

Что ж, обещанные мысли по поводу запланированного эстакадно-тоннельного ужаса в треугольнике пересечений улиц Курчатова, Воровского и Свердловского проспекта. Как я уже сказал, худшим решением ради порчи этого района было бы разве что размещение тут СИЗО, исправительно-трудовой колонии или какого-нибудь опасного химического производства. Давайте разбираться, почему.

Итак, упомянутая развязке была запроектирована почти десять лет назад в составе внутреннего транспортного кольца Челябинска. Его появление предусмотрено концепцией развития улично-дорожной сети, утвержденной после смены власти в городе в 2005 году. Как видим по схеме, не реализованными в проекте на сегодня остаются только два пункта. Это мост через реку Миасс, который соединит улицу братьев Кашириных и начало Университетской набережной с улицей Энгельса, и собственно обсуждаемая развязка на Свердловского-Воровского-Курчатова.

475px-vtkc

Если к мосту, который даст прямой выход на северо-запад и далее на север, вопросов нет, то необходимость последней развязки вызывает кучу вопросов. Особенно в свете уже состоявшегося расширения улиц, заметно увеличившего их пропускную способность. Будучи сам за рулем, я часто пользуюсь этим пересечением. Автомобильные заторы здесь, конечно же, возникают, но исключительно в часы пик. При этом запроектированная развязка вряд ли поможет борьбе с этим злом, зато принесет новые беды.

Collapse )

О проблеме общественного транспорта

Конечно, я либерал-рыночник и всецело за торжество свободного рынка. Но только не в тех сферах, от функционирования которых напрямую зависит качество городской среды. Одна из таких сфер – городские пассажирские перевозки, и я убежден: государство сделало большую глупость, отдав общественный транспорт на откуп частнику. И чем быстрее город вернет эту сферу под свой контроль, тем выше шансы, что общественный транспорт из «болевой точки» превратится для Челябинска в «точку роста». Правда, и это я берусь утверждать с оговоркой. Сказанное выше справедливо только при условии, если у городского руководства есть понимание ключевой роли общественного транспорта в формировании качественной городской среды и, следовательно, в обеспечении устойчивых и конкурентоспособных перспектив Челябинска.

К сожалению, пока приходится говорить об обратном. Кризис - если не сказать жестче - в сфере пассажирских перевозок в Челябинске констатируется уже не первый год, причем на самом высоком уровне. Были даже попытки этот кризис преодолеть, о чем так или иначе свидетельствует кадровая чехарда в городском «транспортном цехе». Но воз в виде «отмороженных» маршруток и ныне там, в толкучке на подступах к остановкам. И очевидно, что совершенно не случайно за все это время не прозвучало ни единого заявления о том, что «отмороженные» маршрутки вкупе с убыточностью муниципального общественного транспорта – это лишь верхушка айсберга.

Между тем позволю себе еще одно громкое утверждение. Осознав системность проблемы и перейдя от борьбы с частностями именно к системным решениям, власти имеют все шансы не только победить на стратегическом направлении, но и развить успех на прочих фронтах. Пока же отсутствие желательного взгляда на проблему демонстрирует даже губернатор, которому, казалось бы, не подобает ни по статусу, ни по опыту трудовой биографии. Его видение - пока на уровне требований «организовать бизнес цивилизованным образом». Без понимания, что бизнесу тут, по большому счету, и не место.

Collapse )

Наказы

По доброй половине пунктов можно спорить, особенно в части общественного транспорта, а в остальном ход мыслей абсолютно верный.

Оригинал взят у comcon3 в post
Что должен сделать мэр города Челябинск.
Десятка пока.

1. Добиться возвращения\увеличения полицейских на земле в городе.
Проехав недавно 3 тысячи км. я заметил только одно практически везде в России количество патрулей дпс резко большее чем в Челябинске ни в Свердловской области, ни в Татарстане, ни в Ростовской области, ни в Самарской области, ни в Башкирии, ни в Краснодарском крае ты не можешь безконтрольно нарушать скоростной режим и элементарные правила так как в Челябинской области (странно правда, что почти везде не соблюдается элементарно правило включать ближний свет).
В городе при этом царит полна вакханалия практически через день я налюдаю аварии связанные с элементарным автомобильным хулигантством. Движение практически хаотично. Общественный транспорт является одним из самых ярких нарушителей пдд.
Тоже самое насколько я могу понять происходит с остальной полицей: дозвон по номеру 102 может составлять 20-30 минут, скорость приезда полицейских исчесляется часами.
2. Организовать публичное обсуждение и объявить единую градостроительную политику.
Екатеринбург становиться городом небескребов. Сочи центром развлечений и курортов. Челябинскую область уже три правительства пытаются объявить «курортной» зоной и это довольно смешно. Да озера, да горы и да совершенно неприемлимые природные условия + полное отстутствие инфраструктуры. Пора забыть про это пусть Миасс и Солнечная долина, Магнитогорск и Абзаково развлекаются развиваются. Челябинск должен выбрать хоть, какой-то путь. Иначе единичные интересные земельные участки мы застроим профнастильными коробками аля Хоум центр и прочие магниты. А перегруженные участки (фактически центра города) будем нагружать миллионами квадратных метров Академов безо всякого обеспечения дорог и стоянок. Безликий и перегруженный северо-запад вот во что превратиться весь Челябинск через несколько лет. Я почти уверен, что легкий аудит обнаружит минимум не освоенных площадок в условном центре города, которые нужно прибереч для действительно глобальных проектов.
Ничего такого сложного в построении простейших концептов типа ебуржского на мой взгляд нет. И да, возможно концепт будет реализовываться долго и не факт, измениться в процессе на 180 градусов, но появится обсуждаемая перспектива, что важно.
3. Построить еще три ТК минимум в три раза больших Родника.
Даже объяснять лень.
4. Вынести на длинное желательно федеральное обсуждение судьбы основных парков Челябинска (Гагарина, Пушкина, Алое поле, Бор и т.д.)
Хорош уже херней страдать.
5. Установить подсветку пешехода на каждом пешеходном переходе.
Ну сколько можно их давить?
6. Принять и выполнить математически обсчитанную программу развития общественного транспорта.
Скорее всего в краткосрочной перспективе от троллейбусов. В среднесрочной от маршруток формата «газель». Либо отказаться (больно конечно), либо (вот бы!) в разы увеличить количество трамваев - иначе на хер сдались эти рельсы!? Обозначить эти задачи программно (и главное математически и логически подтвержденно, чтобы ни у одного жителя не было аргументов против) на 2-3 мэрских срока.
7. Сделать понятным и полезным сайт мэрии.
Захотите узнать, какие на данный момент земельные участки находятся в продаже зайдите в раздел. Зачем нужно громоздить тупые постановления, которые можно просто прикрепить написав вместо этого: «выставляем на конкурс такой-то земельный участок» и «завершился аукцион на такой-то земельный участко выиграл такой-то застройщик». И так по всем разделам. Чиновников в мэрии объясняющих этот бардак необходимостью сокрытия информации на мороз. Скрывать уже все равно ничего не получится. А так мэрия выглядит, как шлюха прикрывающая юбкой коленки.
8. Определится куда будет развиваться город Челябинск.
Мы уже сейчас селим челябинцев в Сосновский район и Копейск. Не посмотреть и показать все каким будет этот город через 20 лет. И кончить эти два муниципальных образования - #Крымнаш.
9. Отдать на тотальное обсуждение и определить элементарные архитектурные нормы.
Хватит по моему строить город в серых и постельных тонах (мы все знаем откуда это требование). Северо-запад уже никто не спасет так сходим по следам Стройкома и тупо расскрасим эту панель (тем более, что там прямо тяга к покраске панелек в конареечное), а вот центр и новые районы можно и нужно вытаскивать иначе ЖК «Школьник» или Свердловский 88 станут «фишками» нашего города.
10. Устроить люстрацию среди авторов архитектурных последних лет.
Довольно не сложно набраться смелости и вынести на обсжудение все произошедшее притащить пару федеральных и междунароных экспертов и спросить «Ну че?». При этом добиться не просто и без того понятного ответа «Говнище», а аргементов и предложений. С опаской допускать местных дизайнеров к работам. Учитывать, что среди местных контор в отличии от Екб или Перми нет ни одного федерального бренда (намек?), а отдельные участники типа Бирмана работают внутри контор с московским или иным бизнес-процессом. Сравнительно недавно мне для запидаливания буклета пришлось столкнуться с Киевским дизайнером и за теже деньги, что здесь я получил не сравнимо другой результат.

З.Ы. Я понимаю, что там есть куча коммунальных и иных проблем, но они на мой вкус пережившего нескольких мэров не меняются, а значит от фигуры не зависят. А проблемы увольнения Мечела, вообще лежат в компетенции губернатора.

О вишневом саде имени С.В Давыдова

Могу только приветствовать намерение администрации города ‪#‎Челябинск‬ продолжить развитие пешеходной зоны Кировки с поворотом на набережную Миасса и организацией там зеленого общественного пространства. Если это произойдет, то одной из лавочек в новом сквере можно будет смело присвоить имя нынешнего сити-менеджера. Потому что значение разворота города к своей реке, сыгравшей градообразующую роль в прошлом, трудно переоценить для его будущего. Особенно если выходом к "Мегаполису" дело действительно не ограничится, и набережную, как заявлено, протянут вдоль "Манхеттена", попутно, так полагаю, расчистив прибрежную клоаку имени Григоровича или имени кого они там теперь.

Единственное, что напрягает, так это желание мэрии снова сделать все самой. Вы меня простите, дорогие коллеги, но поскольку в вашей администрации за благоустройство по-прежнему отвечают разве что профессиональные дорожники, то есть очень серьезные опасения, что из вашего желания сделать "как лучше" получится нечто близкое к "как всегда". Опять-таки - как всегда.

За многомиллионный бюджет строительства новой общественной зоны, равно как и за саму ее идею (особенно в глазах мало что понимающей, кроме своего желания "паркануть тачку", публики) я буду спокоен только тогда, когда вы научитесь обсуждать свои замыслы публично, а не ставить нас перед фактом. В идеале просится конкурс, в котором могли бы принять участие не только специалисты шестого отдела восьмого мостотряда в структуре какого-нибудь родного вам НИИдордурстройвдуй, но и люди, создающие шедевры на месте вчерашних фавел и помоек в Шанхае, Барселоне, Сингапуре и Дубаи. Причем их шедевры создаются практически из г...вна, веток и еловых шишек, то есть вопреки традиции наших дорожников почти даром. Впрочем, я уверен, что и своя школа может быть на высоте, если ей дают такую возможность.

И да, если там будет все-таки вишневый сад, пожалуйста, подойдите ответственно к выбору посадочного материала. На набережной ветрено, влажно и очень холодно зимой. Не каждое дерево там приживется. А в последствии следите за этим местом. Вишня, как впрочем и яблоня, имеет свойство переходить в дикое состояние и становиться сорной растительностью, агрессивно захватывающей все предоставленное ей пространство.

Ну и на лавочки-скамейки не поскупитесь, пожалуйста. Чтобы скамейка имени сити-менеджера не стала одной из немногих.

Сплит-несистема

Одно из самых нелогичных действий, которое могло бы быть предпринято на уровне местной власти, - это запустить городскую программу по приведению в порядок парадных фасадов и при этом не позаботиться о сохранности результатов этих похвальных трудов. К сожалению, именно такую картину с грустью приходится наблюдать в Челябинске, где администрация профинансировала работы по ремонту облицовки зданий, но вопреки логичным ожиданиям не оказала должного воздействия на собственников и арендаторов, чтобы те не уродовали фасады своими кондиционерами.

Лично меня эта тема интересует давно. Причем как часть одной общей проблемы – внешнего вида жилых и нежилых зданий как одной из важных составляющих городской среды. Возвращаясь конкретно к теме кондиционеров, давайте договоримся. Если вы не считаете, что хаотично развешанные (как сейчас почти повсеместно) наружные блоки сплит-систем уродуют фасады и с этим надо бороться, то вам незачем дальше читать этот пост. Тем более многабукв, вам будет не под силу… Если же вы разделяете мою точку зрения, то я приглашаю вас к обсуждению этой проблемы и возможных путей ее решения.

К сожалению, чувство вкуса и меры должным образом развито далеко не у всех. Строго говоря, я вообще сомневаюсь, что это сильная сторона рода людского. Собственно, по этой же причине человечество изобрело механизмы регулирования, которые, к слову сказать, могут неплохо воспитывать в людях и чувство вкуса, и чувство меры. Так, например, происходит в некоторых странах, которые вы сами же без труда назовете. К сожалению, Россия к этим странам очевидным образом не относится. Впрочем, пока я готов говорить лишь за отдельно взятый Челябинск.

И коль скоро в нашем чудесном городе тезис о том, что разрешено все, что не запрещено, воспринимается буквально, я поинтересовался, а есть ли собственно какие-то запреты. За помощью обратился не к кому-нибудь, а к Станиславу arsboni Вахрушеву, чьей сильной стороной считаю как раз подобного рода ревизии и экспертизы.

К каким же выводам пришел Стас?Collapse )

Месседж "партиям войны"

Добрался, наконец, до нормального интернета, чтобы присоединиться к аудитории ожидаемой премьеры сентября - нового клипа Ромы Грибанова "Женщины устали рожать солдат".

Забавно, но выход "Женщин" фактически совпал с пресловутым "Маршем мира", так что со своим антивоенным пафосом творчество челябинских музыкантов вполне могло бы стать неофициальным гимном столичного мероприятия. Но марш уже несколько дней к ряду клеймят все государственные каналы, называя его "маршем предателей". И это происходит на фоне дикого потока бравурщины про какие-то бесконечные учения, маневры, передислокации, запуски и пуски. И даже если новостей про это нет, нам непременно покажут какой-нибудь "танковый биатлон" или "бомбовый дартс"...

Ребята, в воздухе реально пахнет войной. Войной, при одном упоминании которой нас вроде бы должно тошнить, поскольку вроде бы "так учила Родина-мать", но... По факту происходит нечто невероятное и действительно очень опасное. Во всяком случае "тающие" на глазах семейные портреты, снятые едва ли не через оптический прицел, выглядят очень убедительно. Да и аллюзия с Вероной, а точнее отсылка к трагическому финалу бессмысленной вражды двух враждовавших семейств, тоже.

Крутить бы этот клип в утренний прайм. Там и здесь.

О логике и светофорах

Злосчастный светофор, породивший заторы на улице Худякова, - прекрасное напоминание о том, что в этой жизни существует такая штука, как городское транспортное планирование. А у этой штуки, в свою очередь, есть базовые принципы, которые лучше не игнорировать, какие бы благие цели при этом ни преследовались.

Независимо от наших желаний один из базовых принципов диктует деление городских дорог по их функционалу, из чего вытекает особенность их инфраструктурного оснащения. Если дорога нужна для организации скоростного автомобильного потока - а такие дороги в миллионном городе должны быть, с этим, кажется, никто не возьмется поспорить, - то появление на этой дороге всего, что замедляет движение, выглядит по меньшей мере нелогичным.

Случай с улицей Худякова именно такой. Поправьте меня, кто сможет, но по транспортной схеме, которую муниципальная власть приняла в числе первых решений после своего обновления в 2005 году, улице Худякова была уготована участь одного из контуров внутригородского транспортного кольца. Именно над этой улицей в последующие годы поколдовали с одной-единственной целью – сделать поток с северо-запада в сторону вокзала быстрым и беспрепятственным. Именно для этого улицу расширили и по сути продлили, перебросив мост через Миасс и соединив с Университетской набережной.

Collapse )

О работе с территориями

Для разговоров о том, чем могло бы заняться новое правительство Челябинской области, сейчас, вероятно, самое время. Поэтому когда сегодня позвонил Антон Тарануха и задал вопрос, не является ли внимание Бориса Дубровского к стратегиям развития муниципальных образований (вслед за Магниткой о такой стратегии доложили власти Челябинска) неким временным явлением, я ответил: пожалуй, лучшей демонстрацией постоянства и незыблемости намерений здесь могло бы стать появление в областном аппарате новой структуры по работе с территориями.

Прекрасно понимаю, что мое предложение не в тренде. Как раз накануне Путин решил ликвидировать Минрегион. Зная любовь многих субъектовых начальников по-мартышечьи копировать шаги федерального центра, можно ожидать, что в регионах массово начнут упразднять структуры, основная задача которых - работа с муниципалитетами. Между тем сделают они это совершенно напрасно, особенно в том случае, если соответствующие ведомства занимались не банальным сбором компромата на градоначальников, а именно координацией большой и многосложной работы по развитию территорий. Еще глупее поступят те губернаторы, которые при этом имеют не плоскую, а двухуровневую систему местного самоуправления, какая есть, кстати, в Челябинской области.

Повторюсь, что когда я говорю о работе с муниципалитетами, я имею в виду не только спуск на места указивок и контроль за их исполнением. И даже не только расшивку текущих проблем. Главное - это содействие выработке и реализации в территориях перспективных решений. Нужен постоянный мониторинг лучших муниципальных практик, их сбор, систематизация и селекция, адаптация и трансляция на уровень городов и районов.

Это логично по нескольким причинам. И потому, что 8 из 10 рублей в бюджетах муниципальных образований - из областного бюджета, который, мягко скажем, не резиновый. И потому, что в силу ограниченности всего перечня ресурсов (главный из которых, конечно, человеческий) муниципалы просто не в состоянии сделать эту работу самостоятельно, тем более если речь идет о муниципалитетах нижнего уровня. Наконец, эта работа прекрасно вписывается в попытку областного руководства направить развитие области в фарватер четко прописанной и строго выполняемой стратегии. Причем такой стратегии, которая зиждется не только на перспективной схеме размещения производительных сил, но и на ясном представлении каждого муниципального образования, к чему и какими методами идти.

В качестве примера можно взять департаменты устойчивого развития, которые существуют в составе региональных правительств многих развитых стран с федеративной формой устройства. Они вырабатывают и предлагают местным сообществам и агломерациям системные решения по широкому кругу проблем, включая проблемы экологии и качества городской среды. В конечном итоге эти решения влияют на качество жизни в территориях и в регионе в целом. Что, если мне не изменяет память, входит в круг забот и наших региональных правительств.

По моему мнению, эта системная и скоординированная работа в Челябинской области требует нечто большее, чем наличие профильных специалистов, отделов и даже управлений в составе действующих министерств и ведомств. Нечто большее, чем управление внутренней политики в составе администрации губернатора. Для такой работы нужен отдельный орган исполнительной власти - оператор, безусловно, согласующий свою деятельность с другими министерствами и ведомствами, взаимодействующими с территориями. Причем, уверен, можно подобрать и такое решение, которое позволит внешне соблюсти политес в отношении установок не создавать новые министерства и городить дополнительные чиновные штаты.